Кто может сказать про Набокова — «мой»? Конечно же, родственники, почитатели, исследователи — те, кто любят, помнят, изучают. А кто он для других? Знаменитый американский писатель, автор скандальной «Лолиты» или русский беженец — жертва революционного передела, изгнанник, боровшийся за выживание и творческую реализацию, чьи жизненные обстоятельства и преодоления выстраивались в узоры исключительной писательской судьбы? Как лучше узнать Набокова и приблизиться к нему? Ответы на эти вопросы попытались найти создатели документального фильма «Мой Набоков» Владимир Самородов и Марина Труш.
Второй фильм Самородова и Труш, «Возвращение Набокова» посвящен событию и с культурной точки зрения, и с исторической поистине уникальному. Архив Владимира Набокова: все, что сохранили в Швейцарии его жена Вера и сын Дмитрий — прибыл на родину.
После ухода их жизни Дмитрия Набокова, не имевшего собственного потомства, его наследники — члены международного «Литературного Фонда Владимира Набокова», несколько лет обдумывали, как распорядиться архивом писателя, и, наконец, приняли решение о безвозмездной его передаче в Россию. Этот дар составил 300 коробок с письмами, документами, фотографиями, книгами, личными вещами. То, что Владимир Набоков — изгнанник и беженец, преодолев пространство и время, смог таким образом «вернуться» в наши дни в родной город — явление, конечно же, знаковое и символичное. «Узор его судьбы» завершился там, где начался.
В фильме запечатлены все важные моменты этого исторического события. От прибытия архива на петербургскую таможню летом 2021 года до первой масштабной выставки, состоявшейся в том научном и музейном центре, где будет отныне находиться наследие Набокова, — в Институте русской литературы Российской академии наук, легендарном Пушкинском Доме.